Страховая группа «Стерх-Сахамедстрах» объявляет о запуске новой рекламной кампании, выдержанной в оригинальном и аутентичном стиле, которая по замыслу авторов несет научно-просветительскую миссию и обращена на сохранение национальных традиций и ценностей.
20 февраля «Стерх-Сахамедстрах» устроил пресс-показ серии имиджевых роликов «Обереги народа Саха» («Саха харысхала»). Проект основан на исконно якутских истоках и обращается к теме национальных оберегов, являющихся символами деятельности компаний. Отметим, что проект не ограничивается лишь роликами. Страховая группа также выпустила одноименный календарь.
В мероприятии приняли участие генеральный директор АО «Региональная страховая компания «Стерх», народный депутат Республики Саха (Якутия) Семен Березин, генеральный директор АО «Страховая медицинская компания «Сахамедстрах» Галина Варфоломеева, члены творческой группы и представители СМИ.
Модератором встречи Страховой группы стал Семен Березин. Открывая встречу, он подчеркнул социальную основу деятельности компаний, целью которой является обеспечение страховой защиты населения Республики, известной своими географическими и климатическими особенностями. «Одним из направлений социальной миссии «Стерх-Сахамедстрах» является поддержка национальных традиций и культуры, обеспечивающими сохранность и будущность народа. Мы будем очень рады, если презентуемые сегодня ролики внесут свою скромную лепту в это большое дело. Прокат первого ролика стартует на каналах НВК «Саха» и «Саха24» 26 февраля», - сказал Семен Березин.
«Тема оберегов очень близка нашей Страховой группе. Особенно Страховой медицинской компании «Сахамедстрах», призванной оберегать здоровье якутян», -сказала Галина Варфоломеева. Также она проинформировала журналистов о процессе внедрения института страховых представителей в систему обязательного медицинского страхования на примере СМК «Сахамедстрах».
Идея проекта родилась в давно устоявшемся творческом тандеме «рекламщиков» «Стерх-Сахамедстарах» с известным фотографом Виктором Ли-Фу. К примеру, к 20-летию компании «Сахамедстрах» он создал серию из трех роликов, к 2017 году выпустил полюбившийся многим якутянам календарь с малышами по мотивам Олонхо, а к 2016 году – раскупленный, словно горячие пирожки календарь «Уҥкуу» («Танцы»). Режиссером проекта стал режиссер Михаил Лукачевский, известный по фильмам «Белый день» («Үруҥ күн»), «Неразгаданная любовь» («Таайымаҥ тапталы»), «Дорога» («Суол»), «Гость» («Куораччыт») и др. Основным оператором и мастером по свету любимый многими якутянами фотограф Алексей Павлов. Настроение роликов создал аутентичный музыкальный ряд, созданный композитором Моисеем Кобяковым к каждому ролику отдельно. Закадровый текст озвучил именитый актер Саха Театра и Театра Олонхо Иннокентий Дакаяров.
Отдельно следует сказать о самом закадровом тексте. Оригинальный текст-алгысов к четырем роликам на якутском языке написал журналист, известный поэт-песенник, перу которого принадлежат слова многих, любимых якутянами песен, Геннадий Бечеряков. Автором стихов-алгыса на русском языке является журналист, советник главы Республики Алексей Березовский. Отметим, что оба журналиста – давние друзья Страховой группы.
Для того, чтобы обеспечить историческую, культурную и этнографическую достоверность роликов и календаря в качестве научного консультанта была приглашена старший преподаватель кафедры истории России Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Александра Прокопьева, автор монографий о якутских узорах и оберегах. Таким образом, авторы проекта возлагают на него, кроме эстетической, научно-просветительскую миссию.
«Я с большим удовольствием и радостью приняла предложение о сотрудничестве от Страховой группы «Сахамедстрах», поскольку проект преследует просветительскую цель. Мы сейчас переживаем этап стихийного и эмоционального интереса населения к национальной культуре. Оттого имеем обилие стилизованной якутской бытовой, сувенирной и прочей продукции, не соответствующей исторической и этнографической действительности. Тем временем в якутской национальной культуре каждый узор, материал, из которого он выполнен, его расположение, цвет имеют свой смыл и предназначение. Что мы и попытались донести до широкой аудитории в данном проекте», - отметила Александра Прокопьева.
Съемки производились в Ленском Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Дружба». Таким образом была обеспечена аутентичность обстановки, используемого реквизита и костюмов. Роль главной героини исполнила молодая, но уже получившая зрительское и профессиональное признание актриса театра и кино Наталья Слепцова. Якутянам она известна по ролям в фильмах «Белый ягель», «Хопто хаһыыта» («Крик чайки») и др. Роль ее супруга исполнил член съемочной группы Петр Иванов.
Больше всего ждут выхода роликов жители села Соттинцы Усть-Алданского района, поскольку остальные персонажи сыграли его жители. Так, в роли отца и матери семейства в заключительном ролике снялись супруги Татариновы – Николай и Сусанна, а их сыновья – Ефрем и Прокопий исполнили роли выросших детей. Младенца, появившегося на свет во втором ролике сыграл, если можно так сказать, восьмимесячный Эрсан Бубякин. Также в съемках были задействованы ученицы 9 класса местной школы и многие другие жители села Соттинцы. Страховая группа «Стерх-Сахамедстрах» и съемочная группа выражает, всем, кто принимал участие в проекте, огромную благодарность.
Серия из четырех роликов представляет собой фильм об истории одной семьи с момента ее зарождения. Здесь мы увидим свадьбу главных героев с потрясающе красивым обрядом снаряжения невесты, таинство появления на свет нового человека, его беззаботное детство и волнительную юность. При этом каждый ролик сопровождает исконный национальный оберег необходимый именно в этот жизненный момент.
Так, в начале нашу семью сопровождает чепрак («чаппараах») – элемент конского убранства, ритуально-магическую составляющую которого несли орнаментация и цветовая гамма. Чепрак – один из обязательных предметов приданого невесты.
Орнаментальные мотивы на чепраке выступали в качестве знаков благопожеланий человеку. Распространенный лировидный мотив с побегами, символизирует зарождение новой жизни и благословляет на дальнейший рост, благословляет материнство, семейный очаг и является мощным оберегом. Разноцветные спиральные завитки и побеги обозначают деток и являются символом плодородия. Строгая симметрия и вертикальное расположение орнамента, символизирует благословление на развитие и процветание в Среднем мире. Обязательное обрамление центрального мотива прямыми линиями называют «куруе» (изгородь), и оно обозначает, что все дарованное человеку высшими божествами должно иметь в Среднем мире свое местоположение. Расположенные по периметру основного узора пятичастные квадраты, являются универсальными оберегами, защищающими от дурного глаза.
Счастливый и мучительный момент становления главной героини матерью, в те далекие времена представляющий реальную опасность и для женщины, и для ребенка оберегает «лисья мордочка» («саhыл тумса»). Это один из интересных и загадочных амулетов якутов. Его изготавливали из кончика лисьей мордочки с носом и усами, изображали стилизованные глаза лисы с помощью металлических нашивок и бисера.
Оберег «лисья мордочка» служил сильным защитником будущей матери и ее ребенка от злых духов. Отметим, в ролике была использована точная копия наиболее сохранившегося экспоната, хранящегося в Государственном музее Востока (г.Москва), изготовленная специально для данного проекта.
Идеи единства всего живого, родства двух миров – людей и зверей, относятся к наиболее ранней истории человечества, поэтому амулеты с частями тела животных считаются наиболее архаичными. Культ лисы тесно связан с женским миром, лиса и женщина часто ассоциируются: женщина должна быть такой же хитрой и умной как лиса.
К нижней части оберега пришивались звенящие монетки или серебряные подвески, призванные отпугивать злых духов своим звоном. Считалось, что этот амулет, прикрепленный к поясу приносит счастье и благополучие в семейной жизни, наделяет хитроумным нравом, как у лисы. Кроме этого, культ лисы связан и с такой деликатной темой, как беременность и материнство.
Однако и благополучно родившегося ребенка подстерегали многие опасности. Потому требовалось оградить его от хворей и посягательств нечистой силы. В третьем ролике на защиту первенца главных героев встает игрушечная бересяная лошадка (туос ат). Лошадь занимает очень важное место в культуре якутов. Лошадь была символом богатства и символом духа покровителя, защищего ребенка от болезней и сглаза.
От небесной белой кобылицы ведет свое начало весь якутский народ. Божество Уордаах Джесегей – покровитель конного скота, дарует семейной паре детские души. Богиня плодородия показывалась роженице в виде молочно-белой кобылицы, и считалась покровителем младенца. Поэтому, в обрядовой практике часто встречаются фигурки лошадей: коня, лошади и жеребенка. Как символ богини Айыысыт - покровительницы ребенка, фигурка защищала младенца от болезней и возможных несчастий. Когда рождался ребенок, старались изготовить не одну, а несколько фигурок, таким образом, желая ему богатства и благополучия в будущем. Оберег в виде фигурки лошади висел с внешней стороны колыбели, к нему были прикреплены колокольчики и подвески, отгоняющие своим звоном злых духов. Когда ребенок вырастал, на спинку одежды между лопатками пришивали различные фигурки, в том числе и лошади.
Завершает серию ролик, посвященный мужскому миру. К этому моменту сыновья наших героев выросли. И им, равно как и их отцу необходим оберег рода мужского, которым является охотничье снаряжение (саадах). Лук, стрелы и колчан были одним из главных атрибутов мужчины, его главной гордостью. От его охотничьих навыков, способности защитить свою семью зависело будущее всего рода. Нарядный колчан, полный стрел был символом его особого социального положения. Снаряжение коня и колчан выполнялись в едином стиле и составляли гармоничный ансамбль, представляющий хозяина в наиболее выгодном виде.
Особое значение придавалось орнаментации колчана. Устремленный ввысь орнамент символизировал мировое дерево. Его побеги и широкая крона были символом развития и удачи. Весь орнамент обозначал мирное начало, призывал не проливать зря кровь живых существ и напоминал об едином начале жизни. Трехчастные лепестки по углам колчана призваны оберегать владельца от дурных помыслов врагов.
Собирательным образом и главным оберегом всего проекта стала коновязь сэргэ, с кадров которого, собственно, и начинаются все ролики. В сакральном плане сэргэ обозначал связь трех миров, единство и гармонию. Древние якуты считали, что дух-иччи коновязи не допускал злого духа внутрь жилища и защищал от негативного влияния злых сил жизненное пространство.
Чаще всего сэргэ ставились перед домом или на южной стороне его, если вход был с запада. Они устанавливались одновременно с завершением постройки жилища. С особой тщательностью подходили к установке сэргэ, потому что от того насколько долго он простоит, зависела судьба обитателей этого дома. Перед установкой сэргэ, в вырытую для него яму могли положить монетки, масло, а после установления столба щедро окропляли землю вокруг него кумысом. Все эти действия обозначали пожелание богатства и благополучия.
Обращение Страховой группы «Стерх-Сахамедстрах» к теме оберегов не случайно, ведь они являются воплощением древней мыслеформы, призванной хранить от всевозможного негатива: дурного глаза, нечистой силы, хворей и пр. В современном мире функцию защиты от разного рода неприятностей несет страхование. И эту миссию успешно несет Страховая группа «Стерх-Сахамедстрах».
Пресс-служба Страховой группы «Стерх-Сахамедстрах»